Меры реализации

Код Описание
I

 Семейная политика детствосбережения

I.1

Первоочередные меры:

  • разработать и принять федеральный закон, определяющий основы государственной семейной политики;
  • разработать стандарты минимальных гарантий в доступе к доходам и социальным услугам, определяющие основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания;
  • провести мониторинг законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе:
    • уточнить и упорядочить правовое содержание понятий «дети в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «жестокое обращение с ребенком»;
    • определить в федеральном законодательстве единый порядок принятия мер по защите прав и законных интересов каждого ребенка;
    • сформировать законодательную базу для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей с целью предотвращения утраты детьми родительского попечения;
    • усовершенствовать правовые механизмы, обеспечивающие возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании;
    • оптимизировать полномочия государственных органов по защите прав детей, нормативно закрепить порядок межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов детей;
    • модернизировать государственное статистическое наблюдение в сфере защиты семьи, материнства и детства;
    • сформировать систему мониторинга и статистического учета для измерения эффектов семейной и социальной политики в сфере материнства и детства
       
I.2

 Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми

  • разработать и принять минимальные государственные гарантии по доходам и социальным услугам, определяющим основные показатели качества жизни семей с детьми;
  • усовершенствовать систему налоговых вычетов для семей с детьми; разработать меры по обеспечению регулярности выплат алиментов, в том числе и посредством создания государственного алиментного фонда;
  • разработать и принять стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации в формате федеральной целевой программы, внести соответствующие изменения и дополнения в нормативную правовую базу
I.3

Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей:

  • разработать и принять программу пропаганды ценностей семьи, ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры;
  • разработать и нормативно закрепить стандарты специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения;
  • обеспечить внедрение и распространение современных технологий и лучших практик профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
  • повысить доступность услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;
  • продолжить общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми;
  • провести исследование жестокого обращения с детьми в Российской Федерации, его распространенности, региональных особенностей, влияния факторов конфессиональности, национального менталитета с целью разработки практических рекомендаций в этой области;
  • сформировать действенные механизмы раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказанию им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе:
    • закрепить алгоритмы межведомственного взаимодействия;
    • широко внедрить профессиональный методический инструментарий оценки безопасности ребенка и риска жестокого обращения с ним;
    • сформировать полноценную систему подготовки и повышения квалификации кадров для органов опеки и попечительства и системы социальной защиты;
    • организовать распространение и внедрение передового опыта субъектов Российской Федерации в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших
I.4

Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства:

  • организовать на межведомственной основе систему раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и возможного лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией на муниципальном уровне работы всех служб реабилитации семьи;
  • обеспечить беспрепятственный доступ семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей группы риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и матерей с детьми, в период работы с ними по предотвращению отказа от ребенка;
  • обеспечить повсеместное внедрение эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми (социальный патронат, работа со случаем, оказание экстренной помощи, в том числе мобильнымибригадами, командами специалистов, лечение от алкогольной зависимости, оказания социальной помощи на основе социальных контрактов и пр.);
  • внедрить систему профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей, путем индивидуальной работы с матерями и их родственниками и социальным окружением команд специалистов, оказания женщинам социально-медицинской, психологической, юридической помощи;
  • ввести запрет на необоснованное изъятие детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы; по возможности с заменой лишения родительских прав ограничением в родительских правах с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями
II

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

II.1

Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования:

  • обеспечить государственную поддержку строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор;
  • внедрить в действие социальные стандарты и нормативы образования для всех детей, независимо от места их проживания, от формы собственности образовательного учреждения;
  • обеспечить развитие способностей каждого ученика массовой школы, доступность для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам;
  • внедрить правовые механизмы, способствующие включению детей с ограниченными возможностями здоровья в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования;
  • обеспечить реализацию гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержку на всех уровнях образования;
  • обеспечить развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в регионах с ярко выраженной регионально-этнокультурной составляющей или поликультурной средой прав детей на реализацию национальнокультурных компонентов образования;
  • продолжить внедрение электронных, устных и других новых форм, а также расширение содержания тестирования, включающего оценку учебных компетенций, в рамках совершенствования существующих моделей проведения ЕГЭ и ГИА;
  • внедрить современные технологии контроля, включая общественное наблюдение, соблюдения установленного порядка проведения экзаменов и повышения качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечить предоставление детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
  • обеспечить разработку стандартов и примерных программ, определяющих минимум подготовки психологов, педагогов-психологов на единой содержательной основе; детальное правовое регулирование оказания психологической помощи детям педагогами-психологами;
  • сформировать систему психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения
II.2

Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи:

  • обеспечить нормативно-правовое закрепление особых образовательных запросов одаренных детей; поддержку и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;
  • создать Национальный ресурсный центр для работы с одаренными детьми, для обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей;
  • создать систему специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями);
  • обеспечить информационную поддержку государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи
II.3

Меры, направленные на развитие воспитания и социализации детей:

  • сформировать общенациональную стратегию развития воспитания как формы реализации государственной политики;
  • обеспечить развитие научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений;
  • внедрить современные программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на формирование толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • нормативно урегулировать необходимое ресурсное (нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, информационно-методическое) обеспечение воспитательной деятельности и организации контроля условий, созданных в образовательном учреждении для воспитания и социализации детей;
  • обеспечить проведение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработать эффективные механизмы профилактики девиантного поведения детей;
  • внедрить эффективные механизмы сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей
II.4

Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей:

  • разработать и внедрить федеральные государственные образовательные стандарты дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности;
  • разработать нормативную правовую базу введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговой деятельности по месту жительства;
  • оказать поддержку музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • расширить сеть детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развивать разнообразные формы туризма и краеведения; привлекать подростков к различным видам общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;
  • оказать государственную поддержку существующим и создаваемым новым каналам и передачам для детей, подростков, детским театрам, кино- и телестудиям;
  • формировать государственный заказ на издательскую, кино- и компьютерную продукцию;
  • оказать государственную поддержку публичных электронных библиотек, музейных, театральных и иных интернет-ресурсов для детей и подростков; реализовать систему мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек;
  • оказать государственную поддержку разработки и реализации комплексных межотраслевых программ, а также общенациональных акций по развитию детского чтения и литературы для детей; организации открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей;
  • организовать систему повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в области воспитания и довести оплату педагогов дополнительного образования, системы культуры до уровня не ниже среднего в регионе для учителей
II.5

Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:

  • создать и внедрить программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждению рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участию во флешмобах;
  • создать правовые механизмы блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;
  • внедрить систему мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений; научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей; создать общественные механизмы экспертизы интернет-контента для
  • детей;
  • создать порталы и сайты, аккумулирующие сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулировать родителей на использование услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет
III

Совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни

III.1

Меры, направленные на создание дружественного к ребенку здравоохранения:

  • совершенствовать нормативно-правовое обеспечение вопросов охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
  • внедрить эффективные организационные и медицинские технологии на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;
  • создать службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка, обеспечить юридическое и психологическое сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах;
  • завершить создание современных перинатальных центров во всех субъектах Российской Федерации;
  • осуществить комплекс мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности;
  • совершенствовать систему наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях с целью выявления и своевременного оказания медицинской помощи детям, подверженным риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития;
  • обеспечить возможность экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и доступ врачей для профилактической работы с детьми в таких районах;
  • обеспечить родильные дома и перинатальные центры необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики;
  • обеспечить повсеместное проведение обследования детей на наследственные заболевания, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением данной информации кандидатам в опекуны и усыновители;
  • развивать технологии комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказания необходимой помощи их семьям;
  • провести необходимые организационные меры по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения;
  • обеспечить полный цикл производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения детей и подростков;
  • провести изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной помощи, сократить время ожидания ее получения;
  • создать федеральный регистр детей с редкими заболеваниями и предусмотреть адресное финансирование лечения таких детей из федерального бюджета согласно этому регистру, ускорить решение вопроса обеспечения детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием;
  • законодательно закрепить возможность софинансирования высокотехнологичной медицинской помощи детям за счет ассигнований государственного бюджета и частных благотворительных пожертвований;
  • обеспечить создание сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями;
  • распространить ежегодную обязательную диспансеризацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах воспитания;
  • продолжить развитие подростковой медицины - создание молодежных консультаций, центров репродуктивного здоровья и медико-социальной помощи подросткам;
  • проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
  • создание кризисных центров по типу «маленькая мама» для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми;
  • поддержать успешно реализуемые в регионах проекты создания клиник, дружественных детям и молодежи;
  • изучить вопрос восстановления медицинских врачебных кабинетов в образовательных учреждениях (школах);
  • повысить ответственность медицинского персонала, медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям;
  • рассмотреть вопрос о возможности использования средств материнского капитала на оплату дорогостоящего лечения ребенка и проведения дорогостоящих операций, как в России, так и за рубежом
III.2

Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков:

  • обеспечить реализацию комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через Интернет, телефоны службы анонимного консультирования;
  • вовлекать институты гражданского общества, развивать волонтерское движение для решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни, и для получения поддержки и помощи в ситуациях риска здоровью;
  • распространять здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечить доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
  • внедрять инновационные оздоровительные и физкультурно-спортивные технологии в работу образовательных учреждений и организаций;
  • повысить эффективность проведения мероприятий, направленных на профилактику и совершенствование системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
  • активизировать деятельность центров здоровья для детей в сфере проведения их обследования, обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования их к отказу от вредных привычек;
  • осуществлять программы гигиенического воспитания, чтобы дети могли делать информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
  • провести мониторинг по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;
  • внедрить регулярный государственный мониторинг основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;
  • разработать систему мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями; организацию взаимодействия с психологическими службами образовательных учреждений с целью проведения профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;
  • разработать программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде;
  • ограничить (вплоть до полного запрета) скрытую рекламу табака, алкогольной продукции, привлекающую внимание детей и подростков;
  • внедрять новые виды отдыха и досуга для подростков, исключающие традиции курения, употребления алкогольной продукции;
  • обеспечить культурный, здоровый досуг детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках государственных целевых программ;
  • активизировать работу по выполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;
  • внести в федеральное законодательство изменения, касающиеся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся образовательных учреждений общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей)
III.3

Меры, направленные на формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства:

  • создать на федеральном уровне систему координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций;
  • разработать систему мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в указанной сфере;
  • разработать схему взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам «Мать и дитя»;
  • расширить сеть санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями)
III.4

Меры, направленные на формирование культуры здорового питания детей и подростков, на обеспечение качества и режима питания как залога здоровья ребенка:

  • проводить просветительскую работу по формированию потребности и культуры здорового питания с использованием специальных обучающих программ, всех средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу;
  • принять меры по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием обучающихся и воспитанников дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования;
  • обеспечить регулярные проверки качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях;
  • поставить на особый контроль обеспечение качественным питанием больных детей, страдающих социально-значимыми заболеваниями
IV

Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

IV.1

Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • совершенствовать законодательство по развитию форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, прекратить практику длительного содержания «отказных» детей в детских больницах без показаний по состоянию здоровья;
  • разработать и внедрить программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста;
  • организовать работу по поиску родственников, реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников интернатных учреждений для возврата ребенка в родную семью;
  • совершенствовать систему стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через расширение перечня и улучшение качества услуг таким семьям;
  • ввести обязательное психологическое тестирование для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;
  • улучшить качество подготовки потенциальных замещающих родителей с целью профилактики возвратов детей из замещающих семей обратно в учреждения;
  • создать систему профессионального сопровождения семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
  • перепрофилировать интернатные учреждения в службы по поддержке семьи и детей в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры и другие учреждения в соответствии с потребностями региона;
  • эволюционно перейти к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления;
  • продолжить реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, или создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни, с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;
  • разработать и внедрить стандарт и программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;
  • внедрить технологии «социальных лифтов» для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;
  • внедрить правовые механизмы общественного контроля над обеспечением прав детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов - интернатов;
  • продолжить создание и развитие региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ;
  • совершенствовать законодательство и практику по защите имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет реализации вариативных форм обеспечения жильем выпускников и лиц из их числа
IV.2

Меры, направленные на государственную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • привести федеральное законодательство в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов и иными международными правовыми актами;
  • обеспечить замену медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни, вследствие ратификации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов;
  • активизировать работу по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
  • создать единую систему служб ранней помощи для детей с ОВЗ, включающих медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечить преемственность ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развитие инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
  • обеспечить укомплектованность психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами с целью предотвращения гипердиагностики и переориентации на составление оптимального образовательного маршрута для детей с ОВЗ;
  • обеспечить равный доступ детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантировать реализацию их права на инклюзивное образование по месту жительства и соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
  • обеспечить возможность трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ОВЗ, получивших профессиональное образование;
  • установить нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обслуживания детей с ОВЗ;
  • ввести в действие механизм борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
  • пересмотреть критерии установления инвалидности детей;
  • реформировать систему медико-социальной экспертизы с комплектованием квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка, созданием механизма межведомственного взаимодействия между бюро МСЭ и психолого-медико-педагогическими комиссиями;
  • внедрить современные методики комплексной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
  • обеспечить равный доступ детей с ОВЗ и их родителей, а также детей с ОВЗ, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и социальной защите, социальному обеспечению и социальной медицинской помощи, получению услуг со стороны социальных служб;
  • проводить регулярный мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах социальной защиты, здравоохранения, реабилитации, образования, занятости и социальной защиты населения; создание и ведение баз данных детей с ОВЗ и их потребностей в услугах;
  • создать и внедрить программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей с ОВЗ, служб участковых социальных работников, услуг «передышки» (временного размещения ребенка с инвалидностью в замещающую семью);
  • создать условия интеграции и социализации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников с обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни, массовых, социальных мероприятиях; разработать и реализовывать программы отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и их семей; создать систему творческой реабилитации, занятий детей с ОВЗ физкультурой и спортом;
  • приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности;
  • обеспечить создание рабочих мест для родителей детей-инвалидов, в том числе для дистанционной работы;
  • организовать систему подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ на базе учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала;
  • расширить профилактику вертикальной передачи ВИЧ/СПИДа, в том числе путем обязательного дородового обследования беременных женщин независимо от наличия у них регистрации и гражданства, бесплатного обеспечения кормящих ВИЧ-инфицированных матерей молочными смесями для кормления ребенка;
  • законодательно обеспечить сокращение до 3-6 месяцев установления ВИЧ-статуса ребенка, рожденного ВИЧ-положительными и больными СПИДом матерями;
  • проводить просвещение населения о необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, формировать отношения к ним как к равным членам общества; пропагандировать социальную значимость ответственного родительства
V

Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

V.1

Меры, направленные на реформирование законодательства по защите прав и интересов детей:

  • ратифицировать Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000 год) и процедуры сообщений (2011 год), Европейскую Конвенцию об осуществлении прав детей, подписанную Российской Федерацией в 2001 году, Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера;
  • привести федеральные правовые акты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации, международными стандартами по правам ребенка, а также Рекомендациями Совета Европы по правосудию, рассчитанному на детей;
  • внести поправки в действующее законодательство по установлению мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, по обеспечению конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также по установлению ответственности за распространение информации о нем, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации;
  • подготовить концепцию кодификации законодательства в области правосудия в отношении несовершеннолетних и разработать соответствующие
  • федеральные законы;
  • ужесточить обязанность поставщиков интернет-услуг по сообщениям о демонстрации изображений сцен физического и сексуального насилия в отношении детей;
  • разработать и применять в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности, программы восстановительного правосудия, ориентированные на заглаживание причиненного противоправным деянием вреда с широким спектром воспитательных мер социально-психологического и педагогического сопровождения, наладить взаимодействие судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям – медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками;
  • Создать правовую основу для введения ювенальной адвокатуры. Создать координирующий федеральный орган исполнительной власти по разработке и реализации государственной политики в отношении детей, проведению анализа и мониторинга выполнения Национальной стратегии.
  • Создать государственно-общественный механизм реализации Конвенции ООН о правах ребенка и рассмотрения и учета заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка по периодическим докладам Российской Федерации.
  • Усилить независимость института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровне путем принятия соответствующего законодательства, определяющего его компетенцию, включая право на обращение в суд, порядок наделения полномочиями, представление докладов и гарантированное выделение необходимых ресурсов.
  • Реформировать работу органов опеки и попечительства в целях обеспечения единой и стабильной практики по защите прав и интересов детей, повышения ответственности специалистов этих органов, усиления профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении; раннего выявления семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи
V.2

Меры, направленные на создание правосудия, дружественного к ребенку.

Под правосудием, дружественным к ребенку, подразумевается система гражданского, административного и уголовного правосудия, гарантирующая уважение и эффективное обеспечение всех прав ребенка на наивысшем допустимом уровне с учетом принципов, закрепленных в Рекомендациях Совета Европы по правосудию, рассчитанному на детей, а также с учетом возраста и степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы правосудия, доброжелательного к детям: общедоступность; соответствие возрасту и развитию; незамедлительное и тщательное принятие решений; адаптированность и направленность на обеспечение потребностей и прав ребенка; ценность личности ребенка, уважение его достоинства, частной и семейной жизни; ключевая роль семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; предпочтение восстановительному подходу и мерам воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения); наличие процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

В целях развития правосудия, доброжелательного к детям:

  • проводить научные, социологические исследования с целью обеспечения эффективного планирования, разработки и оценки политики в отношении детей, совершивших правонарушения;
  • развивать научные исследования в области психологии девиантного поведения и разрабатывать методы воздействия, не связанные с применением наказания;
  • создавать сеть психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
  • развивать сеть служб примирения для проведения программ восстановительного правосудия, ориентированных на ответственность молодых правонарушителей и исцеление жертв их противоправных деяний;
  • организовать школьные службы примирения, нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
  • Реформировать законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав:
  • разработать и принять Федеральный закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором определить механизмы реализации правозащитных функций комиссий, их место и роль в системе органов профилактики, координирующую и профилактическую функции с целью обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер по социализации и реабилитации; наделить правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении; освободить от функции органа внесудебной юрисдикции.
  • Включить в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних суды, подразделения следственного комитета, органы и учреждения системы исполнения наказаний, неправительственные организации, уполномоченных по правам ребенка.
  • Внедрить технологии восстановительного подхода. Созданию дружественного к ребенку правосудия и альтернативных судебных процедур способствует развитие технологий восстановительного подхода и проведения примирительных программ и механизмов по возмещению ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, социальная, психологическая и иная реабилитационная работа с жертвами преступлений, воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
  • Внедрить в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации образовательные программы подготовки всех специалистов, работающих с детьми и в интересах детей (педагогов, психологов, юристов, судей, следователей, адвокатов, уполномоченных по правам ребенка и др.) на основании принципов и норм правосудия, дружественного к детям, с наделением их компетенциями по межпрофессиональной коммуникации, работе в команде, восстановительному подходу
V.3

Меры, направленные на улучшение положения детей в учреждениях уголовно-исполнительной системы и на постпенитенциарном этапе:

  • создать в Российской Федерации систему пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом;
  • обеспечить максимальное приближение мест содержания детей, лишенных свободы, к их месту жительства путем создания воспитательных центров в каждом субъекте Российской Федерации;
  • организовать работу по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказанием помощи по окончании отбывания наказания в их адаптации и ресоциализации;
  • разработать и внедрить инновационные программы профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда;
  • создать систему института общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом;
  • разработать программы ресоциализации и государственного заказа по адресному оказанию данной услуги для отбывших наказание несовершеннолетних;
  • распространить на категорию лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, право на получение социальной поддержки, сопровождения и постпенитенциарной реабилитации со стороны служб, обеспечивающих эти процессы в отношении несовершеннолетних;
  • отнести несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
V.4

Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей - жертв насилия:

  • разработать комплексную Национальную программу по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей - жертв насилия;
  • принять комплекс мер по реализации кампании Совета Европы «Каждый пятый», направленной на предотвращение сексуального насилия вотношении детей;
  • создать некоммерческое партнерство «Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям» в целях объединения усилий государства и гражданского общества по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и (или) сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
  • создать сеть организаций, обеспечивающих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв преступлений, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей
VI

Дети - участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

VI.1

Ратифицировать Европейскую Конвенцию об осуществлении прав детей;

внести изменения в Федеральный закон от 26 мая 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

создать и внедрить усовершенствованные образовательные программы по правам человека и правам ребенка, включая раздел по практическому применению полученных знаний для детей;

включить в содержание учебных программ по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, специальный раздел, разъясняющий принцип участия детей и возможности его применения; разработать программы, обучающие детей ответственному отношению к выражению своей гражданственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и работе с современными технологиями;

просвещать детей об их правах и способах их осуществления, предлагая новые средства для более качественного управления конфиденциальностью и личными данными в Интернете;

развивать навыки детей по безопасной работе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в том числе адаптировать для российских детей Справочник Совета Европы по грамотности пользователей сети Интернет «Прогулка через дикие джунгли Интернета», онлайн-игру для детей и соответствующее руководство учителям);

развивать институт уполномоченного по правам ребенка в городах, муниципалитетах, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования детей и других образовательных учреждениях;

способствовать распространению социальных технологий участия детей в жизни местного и городского сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;

разработать и внедрить в практику стандарты и методики расширения участия детей на разных уровнях и в разных сферах жизни детей (участие детей в политических процедурах на разных уровнях, в градостроительстве, в экологических, культурных, социальных проектах; в школьном самоуправлении, в управлении на уровне микрорайонов, в средствах массовой информации);

разработать схему бюджетного финансирования развития участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;

создать систему проведения регулярного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включающую систематический сбор качественных и количественных данных об уровне участия детей всех возрастных и социальных групп с учетом возрастных возможностей, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей

VII

Механизм реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

VII.1
  • Проведение мониторингов.
  • Составление ежегодных аналитических докладов от Координационного совета и альтернативного доклада, подготовленного представителями общественности, экспертного сообщества и детей.
  • Проведение политики информационной открытости, направленной на предоставление обществу полной и объективной информации о целях и задачах Национальной стратегии, ходе ее реализации, возникающих проблемах и путях их решения, возможности каждого гражданина внести личный вклад в защиту детства (создание сайтов, порталов, освещение в СМИ и пр.)