(V.2)

Код: V.2

Меры, направленные на создание правосудия, дружественного к ребенку.

Под правосудием, дружественным к ребенку, подразумевается система гражданского, административного и уголовного правосудия, гарантирующая уважение и эффективное обеспечение всех прав ребенка на наивысшем допустимом уровне с учетом принципов, закрепленных в Рекомендациях Совета Европы по правосудию, рассчитанному на детей, а также с учетом возраста и степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы правосудия, доброжелательного к детям: общедоступность; соответствие возрасту и развитию; незамедлительное и тщательное принятие решений; адаптированность и направленность на обеспечение потребностей и прав ребенка; ценность личности ребенка, уважение его достоинства, частной и семейной жизни; ключевая роль семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; предпочтение восстановительному подходу и мерам воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения); наличие процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

В целях развития правосудия, доброжелательного к детям:

  • проводить научные, социологические исследования с целью обеспечения эффективного планирования, разработки и оценки политики в отношении детей, совершивших правонарушения;
  • развивать научные исследования в области психологии девиантного поведения и разрабатывать методы воздействия, не связанные с применением наказания;
  • создавать сеть психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
  • развивать сеть служб примирения для проведения программ восстановительного правосудия, ориентированных на ответственность молодых правонарушителей и исцеление жертв их противоправных деяний;
  • организовать школьные службы примирения, нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
  • Реформировать законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав:
  • разработать и принять Федеральный закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором определить механизмы реализации правозащитных функций комиссий, их место и роль в системе органов профилактики, координирующую и профилактическую функции с целью обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер по социализации и реабилитации; наделить правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении; освободить от функции органа внесудебной юрисдикции.
  • Включить в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних суды, подразделения следственного комитета, органы и учреждения системы исполнения наказаний, неправительственные организации, уполномоченных по правам ребенка.
  • Внедрить технологии восстановительного подхода. Созданию дружественного к ребенку правосудия и альтернативных судебных процедур способствует развитие технологий восстановительного подхода и проведения примирительных программ и механизмов по возмещению ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, социальная, психологическая и иная реабилитационная работа с жертвами преступлений, воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
  • Внедрить в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации образовательные программы подготовки всех специалистов, работающих с детьми и в интересах детей (педагогов, психологов, юристов, судей, следователей, адвокатов, уполномоченных по правам ребенка и др.) на основании принципов и норм правосудия, дружественного к детям, с наделением их компетенциями по межпрофессиональной коммуникации, работе в команде, восстановительному подходу

Кодификатор: Меры реализации