Городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одарёнными детьми физкультурно-спортивной направленности

Название ИО Городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одарёнными детьми физкультурно-спортивной направленности
Категория инновационного опыта (ДР) Другое
Орган власти/организация реализующая ИО Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области, МАОУ «Лицей №14», МАУ ДО «Спортивная школа №6»
Актуальность

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Дополнительное образование - составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребенка, а не учебные программы в своем формализованном виде. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность тренера-преподавателя и учащегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности тренера-преподавателя и ребенка, тренера-преподавателя и группы.

Успешная и эффективная подготовка высококлассных спортсменов, конкурентоспособных на самом высоком уровне современного спорта, требует от тренерско-преподавательского состава глубокого изучения научно обоснованных представлений о самых глубоких и зачастую скрытых от поверхностного взгляда закономерностях избранного вида спорта, разработки и овладения современными эффективными методиками тренировки, позволяющими максимально реализовать природный потенциал талантливых спортсмена и добиться успеха.

Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности ориентировано на освоение опыта деятельности в избранном виде спорта. Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные тренеры-преподаватели недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В связи с этим педагогу дополнительного образования необходим проект и помощь педагога-психолога, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

В современном спорте высших достижений успешная реализация двигательных соревновательных задач во многих спортивных специализациях достигается за счет очень высокого уровня развития широкого комплекса различных двигательных, сенсомоторных и психических качеств, составляющих основу спортивно-технического мастерства. Сложность обобщения широкого круга проблем в различных видах спорта в единое исследовательское направление состоит в огромном разнообразии этих качеств, разной значимости каждого из них в различных видах спорта, спортивных специализациях и даже конкретных ролях, амплуа отдельных спортсменов.

Цель

создание системы выявления, сопровождения (информационного, организационного, психологического) и поддержки одаренных детей и распространение успешного инновационного опыта, связанного с освоением и применением актуальных образовательных и управленческих практик в работе с одаренными детьми на уровне муниципалитета.

Задачи

- выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;

- формирование и улучшение взаимодействия в функционировании команд тренерско-преподавательского состава;

- повышение уровня компетентности и профессионализма тренерско-преподавательского состава;

- создание условий для поддержки и развития способностей и талантов одаренных детей посредством формирования индивидуальной образовательной траектории;

- выявление лучших практик и средств обучения, способствующих развитию способностей и талантов одаренных детей;

- трансляция практик в региональном межведомственном банке эффективных (лучших) практик в системе ДОД Тамбовской области.

Целевые группы

Педагоги, осуществляющие внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи (физкультурно-спортивная направленность), одарённые обучающиеся в возрасте от 5 до 18 лет, их родители (законные представители).

Показатели и индикаторы результата

Индикатор эффективности

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %

77

78,5

80

Доля детей с ОВЗ, освоивших ДОП, в том числе с использованием дистанционных технологий, %

58

64

70

Доля детей, находящихся в региональном банке «Одаренные дети Тамбовщины» от общего числа обучающихся в образовательной организации, %

3,5

5

6

Доля детей, занимающихся в образовательной организации по индивидуальной образовательной траектории, %

12

16

20

Достигнутые результаты

Объем освоения образовательной программы соответствует контрольным цифрам муниципального задания и на протяжении последних лет не опускается ниже установленной отметки – 92%. Сохранность контингента также составляет не менее 80%. Результаты промежуточной аттестации показали, что 95% учащихся успешно осваивают образовательные программы, демонстрируя высокий и средний уровень теоретической, физической, специальной и технико-тактической подготовки.

Растут количественные и качественные показатели участия в соревнованиях различного уровня. До 90% учащихся принимают участие в соревнованиях школьного уровня, 30% участвуют в муниципальных соревнованиях, около 40% – в региональных и 10% во всероссийских соревнованиях.

За 2021-2023 годы количество победителей и призеров соревнований федерального уровня увеличилось на 24%, регионального уровня – на 30%.

Разработчики

Николаев Алексей Петрович - директор МАУ ДО «Спортивная школа №6», автор проекта;

Чеботарева Надежда Александровна, инструктор-методист

МАУ ДО «Спортивная школа №6», ответственный за координацию работы городского ресурсного центра сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми физкультурно-спортивной направленности;

Платонов Михаил Анатольевич, тренер-преподаватель отделения плавания, член творческой группы по работе городского ресурсного центра;

Артюхин Владислав Вячеславович, тренер-преподаватель отделения плавания, член творческой группы по работе городского ресурсного центра.Насонкин Виктор Анатольевич, тренер-преподаватель отделения дзюдо, член творческой группы по работе городского ресурсного центра;

Рязанов Сергей Анатольевич, тренер-преподаватель отделения рукопашного боя, член творческой группы по работе городского ресурсного центра;

Бибик Роман Юрьевич, тренер-преподаватель отделения волейбола,

член творческой группы по работе городского ресурсного центра.

Перспективы ИО

Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность. Ожидается, что внедрение модели и механизмов выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях образовательного учреждения физкультурно-спортивной направленности позволит:

  • внедрить в образовательное пространство школы индивидуальные образовательные траектории развития одаренных детей;
  • повысить уровень мотивации учащихся к учению и уровню обученности за счет учета индивидуальных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • повысить уровень спортивных достижений и получить удовлетворенность от обучения в спортивной школе;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • сохранить здоровье одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса;
  • организовать педагогическое просвещение родителей  по вопросам воспитания одаренных детей.
  • создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренеров-преподавателей, педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.
  • выявить лучшие практики и средства обучения, способствующие развитию способностей и талантов одаренных детей, а также транслировать в региональный межведомственный банк эффективных (лучших) практик в системе ДОД Тамбовской области.
Необходимые ресурсы

Кадровые ресурсы:

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Заместитель директора по УВР, руководители инновационных тренерских коллективов

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР, руководители инновационных тренерских коллективов

Тренерско-преподавательский состав

Реализация образовательного процесса на основе интеграции

Использование новых педагогических технологий

Формирование индивидуальной образовательной траектории

Руководители инновационных тренерских коллективов, тренеры-преподаватели.

Общественные организации – социальные партнёры

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика уровня физической подготовленности

Участие в мероприятиях школы и муниципалитета.

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города, высших учебных заведений, специализированных учреждений

Адрес ИО

Тамбовская область, г.Тамбов

Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа №6»

392024  город Тамбов, ул. Рылеева,84

Электронная почта – sсh6s@city.tambov.gov.ru

Контактное лицо: Безрукова Ольга Петровна, 8(4752)580436

Cайт размещения подробной информации https://sportschool6.68edu.ru/муниципальный-ресурсный-центр-по-раб-2/
Дополнительная информация
Об авторах Детско-юношеская спортивная школа № 6 была открыта в 1981 году и с тех пор живет и работает под девизом: «Учимся плавать, бороться, побеждать». Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа №6» является учреждением дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, которое призвано способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни. В целях развития инновационной деятельности в образовательных организациях города Тамбова и на основании решения экспертного совета (протокол от 05.04.2017 года No1), приказом с 10.04.2017 года открыт городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми физкультурно-спортивной направленности на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа №6». Автор проекта: Николаев Алексей Петрович, директор МАУ ДО «Спортивная школа №6».
Приложения

https://sportschool6.68edu.ru/муниципальный-ресурсный-центр-по-раб-2/

https://dzen.ru/a/YkCJELV5xS0_TBW1

https://tambovtoday.ru/poslednie-novosti/territorii/novosti-tambova/v-tambove-nagradili-luchshikh-sportsmenov-i-trenerov-po-itogam-2022-goda

https://sportschool6.68edu.ru/2022/09/26/всероссийская-открытая-летняя-спарт/

https://sportschool6.68edu.ru/2023/01/13/лучшие-спортсмены-по-итогам-2022-года/