Городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одарёнными детьми физкультурно-спортивной направленности

Стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

При выявлении одаренных детей будут учитываться:

1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;

2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;

3) потенциальные возможности ребенка.

Проектом предусмотрено развитие механизмов ранней профессиональной ориентации ребенка и формирование индивидуальной образовательной траектории для детей в возрасте от 5 до 18 лет, формирование для каждого из них качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования.

С практической точки зрения значительный интерес представляют некоторые следующие из возможных направлений совершенствования педагогического процесса спортивной тренировки: повышение эффективности двигательного обучения в технической подготовке, физическая подготовка в особо сложных скоростно-силовых упражнениях и видах спорта, индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов с учетом типологии личности спортсмена (ИОТ) и развитие сенсомоторных качеств спортсменов.

Реализация проекта возможна посредством исполнения комплекса мероприятий, проводимых в соответствии с календарным планом (пункт 12 настоящего документа): ежегодные циклы: этапы инициализации, реализации, оценки и корректив.

Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является необходимым условием претворения в жизнь данного проекта. Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одарёнными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;
  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному росту.

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность тренера является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный педагог, глубоко знающий и любящий свой вид спорта. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.

Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:

  • комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);
  • создание системы консультаций, семинаров, тренингов;
  • создание психолого-педагогический условий для развития профессионального мастерства; демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы; профессиональная, постпрофессиональная подготовка;
  • специфика образовательной инфраструктуры.

Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей. Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях: 

1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 

2) создание информационной среды для родителей;

3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей; 

4) поддержка и поощрение родителей на уровне образовательной организации физкультурно-спортивной направленности.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов.

Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, дистанционные занятия, консультации педагога-психолога, научно-практические конференции. Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и тренером-преподавателем.

 

Продолжительность и этапы реализации проекта

Реализация проекта возможна посредством исполнения комплекса мероприятий, проводимых в соответствии с календарным планом: ежегодные циклы: этапы инициализации, реализации, оценки и корректив. Внедрение моделей и механизмов выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей реально выполнимо в условиях образовательного учреждения физкультурно-спортивной направленности в течение 5 лет, хотя этот процесс является непрерывным.

Реализация проекта предполагает ежегодные три этапа:

1.Диагностико-организационный этап (инициализации): разработка моделей и механизмов системы целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, развитие системы переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

2.Организационно-практический этап (реализации): реализация основных целей и задач. Перевод образовательного процесса на качественно новый подход к обучению с использованием методов активной педагогики.

3.Рефлексивно-обобщающий этап (оценки и корректив): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах спортивной школы, сборнике методических рекомендаций, направленных на выявление лучших практик и средств обучения, способствующих развитию способностей и талантов одаренных детей.