«Право быть равным» - комплексная программа Тамбовской области на 2013-2015 годы

Направление I. Семейная политика детствосбережения
Меры II.5
Субъект РФ 68
Наименование программы «Право быть равным» - комплексная программа Тамбовской области на 2013-2015 годы
Сайт программы http://opmpk68.ru
Партнерство с Фондом поддержки детей, находящихся в ТЖС ДА
Ключевые слова улучшение жизнедеятельности детей-инвалидов, профилактика детской инвалидности, развитие служб раннего вмешательства, абилитация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Основания для разработки программы

Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р

Даты решения и утверждения

Утверждена постановлением Администрации Тамбовской области от 10 июня 2013 г. № 604 «Об утверждении комплексной программы Тамбовской области «Право быть равным» на 2013 - 2015 годы», с учетом изменений, внесенных постановлениями Администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 г. № 556, от 17 марта 2015 г. № 251

Соглашение о выделении гранта № 5-РП5-ПБР от 5 июля 2013 г.

Дополнительное соглашение №1 от 27 мая 2014 г., №2 от 19 мая 2015 г. к Соглашению № 5-РП5-ПБР от 5 июля 2013 г.

Государственный заказчик Администрация Тамбовской области
Координатор программы Управление образования и науки Тамбовской области
Разработчики

Управление образования и науки области

Управление здравоохранения области

Управление социального развития области

Управление пресс-службы и информации администрации области

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Организации, выбранные в соисполнители мероприятий Программы в соответствии с действующим законодательством

Исполнители программы

Органы исполнительной власти,

Органы местного самоуправления,

ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»,

Учреждения подведомственные управлению образования и науки Тамбовской области,

Учреждения подведомственные управлению здравоохранения Тамбовской области,

Учреждения подведомственные управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,

Областные государственные учреждения,

Общественные организации и средства массовой информации

Сроки и этапы реализации программы

2013-2015 годы

Объем и источники финансирования

Общие затраты на реализацию Программы в 2013-2015 гг. за счет всех источников финансирования – 135519,989 тыс. рублей:

  • 2013 год – 47370,032 тыс. рублей
  • 2014 год – 49744,244 тыс. рублей
  • 2015 год – 38405,713 тыс. рублей

в том числе:

  • бюджет Тамбовской области – 100027,6 тыс. рублей:
    • 2013 год – 3369,8 тыс. рублей
    • 2014 год – 39953,9 тыс. рублей
    • 2015 год - 26703,9 тыс. рублей
  • внебюджетные средства – 100,0 тыс. рублей:
    • 2013 год - 200,0 тыс. рублей
    • 2014 год – 400,0 тыс. рублей
    • 2015 год – 400,0 тыс. рублей
  • Средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 34492,389 тыс. рублей:
    • 2013 год -13800,232 тыс. рублей
    • 2014 год – 9390,344 тыс. рублей
    • 2015год – 11301,813 тыс. рублей
Цель

Обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий, направленных на улучшение жизнедеятельности детей-инвалидов и повышение адаптивных возможностей их семей в условиях межведомственного взаимодействия.

Задачи
  • Внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере профилактики детской инвалидности в условиях межведомственного взаимодействия;
  • создание и развитие служб раннего вмешательства, разработка и внедрение технологий комплексной ранней диагностики и реабилитации ребенка в раннем возрасте;
  • развитие комплекса услуг по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей в общество;
  • формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Система программных мероприятий

1.Внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере профилактики детской инвалидности в условиях межведомственного взаимодействия

1.1. Разработка и утверждение пакета нормативных документов по выстраиванию управленческой вертикали, регламентирующих деятельность по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

  • на региональном уровне - положения о создании областной постоянной межведомственной рабочей группы по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей;
  • на уровне муниципальных образований - положения о создании межведомственной постоянной рабочей группы по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей.

2. Создание и развитие служб раннего вмешательства, разработка и внедрение технологий комплексной ранней диагностики и реабилитации ребенка в раннем возрасте.

2.1 Создание ресурсного (регионального) центра ранней помощи.

2.2. Создание служб ранней помощи на базе двух учреждений.

2.3. Создание лекотек на базе образовательных организаций.

2.4. Создание лекотеки в отделении дневного пребывания ТОГКУ CO детский дом- интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Мишутка».

2.5. Обучение специалистов для служб ранней помощи и лекотек (в том числе супервизии).

2.6. Создание Центра «Особый ребёнок» для формирования системы комплексной лечебно-восстановительной, коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами и детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

2.7. Организация при центрах социальной помощи семье и детям 3 кабинетов по обучению родителей уходу, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста.

2.8. Совершенствование и внедрение методов по комплексной реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка».

2.9. Организация кабинетов пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней при учреждениях здравоохранения области.

2.10. Проведение диспансеризации детей декретированных возрастов.

2.11. Катамнестическое наблюдение и комплексная реабилитация детей, перенесших тяжёлую перинатальную патологию, внутриутробную инфекцию и потребовавших проведения реанимационных мероприятий или хирургического вмешательства в периоде новорождённости.

3. Развитие комплекса услуг по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

3.1.Создание института социального сопровождения социальными и педагогическими работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.Обучение специалистов, осуществляющих сопровождение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (72 часа)

3.3.Создание службы мобильной помощи для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с риском развития инвалидности и детьми- инвалидами на базе ТОГБУ «Областная психолого- медико-педагогическая консультация»

3.4.Организация и проведение Интернет-консультирования детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, их родителей и педагогов, работающих с данной категорией детей, с целью получения своевременной квалифицированной консультации.

3.5.Внедрение инновационных технологий реабилитации детей-инвалидов в ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»: методика развития функциональных и двигательных возможностей организма; методика психоэмоциональной реабилитации с развитием познавательных процессов и положительной мотивации на лечение.

3.6.Создание ресурсного центра психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

3.7.Создание групп предшкольной подготовки для детей с ограниченными возможностями развития (с сохранным интеллектом) на базе Центра предшкольной подготовки «Золотой ключик».

3.8.Формирование базы данных детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.9. Создание и обеспечение деятельности на базе ТОГКУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» координационного центра оказания социальных услуг семьям с детьми-инвалидами.

3.10.Организация работы мобильной бригады для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, на базе ТОГКУСОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия».

3.11.Организация социального сопровождения семей с детьми-инвалидами по месту проживания семьи на базе отделения по работе с населением Тамбовских областных государственных нестационарных учреждений социального обслуживания населения.

3.12.Создание ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу» на базе ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония».

3.13. Развитие сети кабинетов по духовно-нравственному воспитанию на базе четырех интернатных учреждений:

  • ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
  • ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2»;
  • ТОГБОУ «Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».

3.14.Организация и проведение на детском телефоне доверия тематического часа «Если Ваш ребенок не такой, как другие»

3.15.Организация работы региональной школы для родителей на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» с подразделениями в двух учреждениях

3.16. Повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания населения, предоставляющих услуги по сопровождению и социальному патронажу семьям с детьми-инвалидами, а также работающих с детьми-инвалидами.

4. Повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов

4.1.Проведение мониторинга социально-экономического положения семей с детьми-инвалидами, проживающими в области.

4.2.Организация и проведение специализированных смен «Семья с ребенком – инвалидом» на базе ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса».

4.3. Внедрение инновационных методик в ТОГУЗ «Мичуринский детский санаторий «Ласточка»: психологическое тестирование на основе комплекса компьютерных программ; функциональное биоуправление с обратными связями; транскраниальная электростимуляция магнитотерапии.

4.4. Оказание государственной социальной помощи семьям, воспитывающим детей- инвалидов.

4.5.Предоставление детям-инвалидам путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей.

4.6. Открытие на базе ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса» отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной (кризисной) жизненной ситуации.

4.7. Организация в рамках Дня инвалида для семей с детьми-инвалидами встреч (приемов) с представителями государственных органов исполнительной власти, общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования и занятости.

5 Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей в общество

5.1. Создание сети ресурсных центров по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами:

5.1.1.Создание ресурсного спортивно-оздоровительного центра на базе областной детско-юношеской спортивной школы с подразделениями в пяти образовательных организациях:

  • ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»;
  • ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • ТОГБОУ «Знаменская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
  • ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»;
  • ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

5.1.2.Создание Ресурсного центра духовно-нравственного просвещения и поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» с подразделениями в трех образовательных организациях:

  • ТОГБОУ «Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2»;
  • ТОГБОУ «Детский дом «Аистёнок».

5.2.Организация реабилитационной смены для детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.

5.3.Реабилитация детей-инвалидов средствами арт-терапии.

5.4.Создание центров по уходу и реабилитации детей в период исполнения родителями трудовых обязанностей:

  • центр по уходу и реабилитации детей на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;
  • отделение дневного пребывания и реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2».

5.5.Обучение и профессиональная ориентация инвалидов и их родителей.

5.6.Создание образовательно- реабилитационного комплекса для детей-инвалидов на базе профессиональных образовательных организаций.

5.7.Создание семейного клуба «Подснежник» на базе ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска».

6.Формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов

6.1.Информирование населения через печатные СМИ, радио и телевидение о необходимости толерантного отношения к детям-инвалидам и их семьям, работа по разрушению негативных стереотипов в отношении к инвалидам.

6.2.Проведение информационных кампаний по продвижению услуг, оказываемых семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

6.3.Освещение хода реализации комплексной программы «Право быть равным», организация информационной поддержки в средствах массовой информации ее мероприятий.

6.4.Просветительская деятельность для родителей детей-инвалидов: проведение серии областных семинаров «Современная система работы с семьей, имеющей детей-инвалидов, по организации обучения и реабилитации».

6.5.Организация работы консультативного пункта для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

6.6.Разработка образовательных программ, методических материалов по обеспечению комплексной программы.

Целевые группы
  • Дети-инвалиды и  дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья;
  • родители (лица их заменяющие) детей-инвалидов;
  • работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги;
  • работодатели;
  • общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам;
  • здоровые дети и их родители из 10 территорий, задействованных в реализации программы
Ожидаемые конечные результаты
  • Сформировать эффективный организационно-управленческий механизм в сфере социализации, реабилитации и интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
  • Развить и поддержать систему межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и ранней помощи детям группы риска; провести профилактические мероприятия для оказания комплексной поддержки семьям группы риска в 10 муниципальных образованиях через активизацию деятельности государственных и негосударственных организаций.
  • Увеличить удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет, получивших реабилитационные услуги, с 30% до 85%.
  • Увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги с 25% до 70%.
  • Увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, с 30% до 40%.
  • Увеличить удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, с 10% до 25%.
  • Увеличить удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги, с 30% до 50%.
  • Сформировать доброжелательное отношение в обществе к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Управление и контроль

В рамках реализации Программы управлениями образования и науки области, социального развития области, здравоохранения области издан межведомственный приказ «Об организации работы по реализации комплексной Программы Тамбовской области «Право быть равным» на 2013-2015 годы» от 09.07.2013 №2002\1703-ф\966, которым назначен ответственный координатор Программы, утверждена рабочая группа и ответственные лица за организацию работы по выполнению мероприятий Программы.

Областная межведомственная рабочая группа по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей анализирует качество исполнения мероприятий Программы, в том числе на основе представленных исполнителями отчетов, результатов мониторинга по целевым индикаторам и показателям, выработке соответствующих предложений для рассмотрения исполнителями мероприятий.

В соответствии с указанным приказом руководитель ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» ежеквартально запрашивает у исполнителей Программы аналитические отчеты о реализации мероприятий с предоставлением подтверждающих материалов (письма управления образования и науки области от 09.02.2015 №01-25/248 «О предоставлении информации»; от 31.03.2015 № 1.04-61/1110 «О предоставлении отчета по софинансированию программы «Право быть равным», от 14.04.2015 №01-22/906 «О мероприятиях для освещения в СМИ», от 26.05.2015 №10.1-24/1888 «О предоставлении отчета за первое полугодие 2015 года по реализации мероприятий программы Тамбовской области «Право быть равным» на 2013-2015 гг.»). Полученная информация анализируется и обобщается.

ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», являясь грантополучателем, ежеквартально проводит мониторинг расходования средств, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, анализирует представленные учреждениями-исполнителями финансовые документы. Контроль над целевым использованием средств, предусмотренных в рамках программы, осуществляется управлением образования и науки области и органами государственной власти области, на которые возложены функции финансово-бюджетного надзора.

Дополнительная информация