Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей с использованием методики комплексных упражнений фитбол- гимнастики на основе содержания ДООП физкультурно-спортивной направленности «Фитбол-гимнастика»

Название ИО Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей с использованием методики комплексных упражнений фитбол- гимнастики на основе содержания ДООП физкультурно-спортивной направленности «Фитбол-гимнастика»
Категория инновационного опыта (ПР) Программа
Орган власти/организация реализующая ИО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»
Актуальность

Внедрение программы «Фитбол-гимнастика» способствует совершенствованию и повышению качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования, укреплению здоровья воспитанников.

Занятия на фитбол-мячах уникальны по своему воздействию на организм ребенка, ориентированы на физическое развитие детей, где одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что, в дальнейшем, усиливает положительный эффект от занятий. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Цель

Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей с использованием методики комплексных упражнений фитбол- гимнастики.

Задачи

Образовательные:

  • формировать общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях занятий с фитболом, о правилах техники безопасности на занятиях;
  • учить правильно выполнять основные исходные положения на фитболе (сидя, лежа на спине, на животе, на боку и др.);
  • содействовать развитию чувства ритма, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Развивающие:

  • развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость;
  • формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;
  • работать над умением ориентироваться в пространстве; тренировать память, внимание;
  • обеспечивать психологический комфорт.

Воспитательные:

  •  воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
  • воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  • формирование и дальнейшее развитие у детей: коммуникативных способностей, умений действовать в команде, чувства ответственности за выполнение своих действий при работе в команде.
Целевые группы

семьи, имеющие детей от 5 до 6 лет

Показатели и индикаторы результата

При оценивании учебных достижений обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе используют «Диагностика физического развития движений» (методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.);

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

- качество знаний, умений, навыков;

- особенности мотивации к занятиям;

- спортивно-физическая настроенность;

 - достижения.

Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к базовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения физической деятельностью.

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является диагностика приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.

Достигнутые результаты

Предметные результаты:

- имеют представление о физических свойствах мяча;

- выполняют простейшие  движения с мячом;

- знают основные исходные положения фитбол-гимнастики.

- знают правила работы на больших мячах.

 

Метапредметные результаты:

- у детей развита  фантазия, образное мышление, воображение;

- дети проявляют самостоятельности, творчество, инициативу, активность;

- умеют владеть приемами самостраховки;

- умеют выполнять комплексы упражнений по фитбол-гимнастике;

- умеют выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактике плоскостопия;

- дети длительно сохраняют равновесие на фитболе, правильную осанку;

- выполняют упражнения в едином для всей группе темпе;

- удерживают равновесие, имеют развитую мелкую моторику;

- поддерживают интерес к упражнениям и играм с фитболами,

- оценивают свои движения и ошибки других;

- выполняют упражнения в паре со сверстниками с использованием фитболов.

 

Личностные результаты

- у детей сфомированы личностные качества (трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие, настойчивость, двигательная память, воображение);

- у детей сформирована потребность и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее дело.

Разработчики

Радянская Светлана Вячеславовна,

Казакова Маргарита Александровна

Перспективы ИО

Охват программой детей от 4 до 7 лет

Необходимые ресурсы

Занятия проводятся в регулярно проветриваемом спортивном зале.

Одно из важнейших требований – соблюдение правил и норм санитарной гигиены, правил пожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы занятия проводятся в музыкально- физкультурном зале, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДО:

- фитбол - мячи, индивидуально подобранные для ребенка в зависимости от роста;

-форма;

- чешки;

-ноутбук;

-гимнастические палки;

- маленькие мячи;

- обручи.

Дополнительное оборудование:

 • подборка музыкальных произведений;

 • фотографии;

 • флеш-накопитель;

 • разработки игр, бесед, дидактический материал, сценарии, конспекты занятий;

 • интерактивная доска;

 • проектор с экраном;

 • ноутбук

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Методическое обеспечение

Программа базируется на следующих учебно-методических материалах:

- подборка игр с фитболами;

- конспекты ОД по программе;

- комплексы пальчиковой гимнастики;

- комплексы дыхательной гимнастики;

- методические рекомендации по проведению ОД по фитбол-гимнастике;

- методические рекомендации по обучению упражнениям по фитбол-гимнастике;

- методика проведения диагностики.

Учебно–наглядные пособия

- карточки- схемы упражнений на фитболе;

 - сценарии развлечений и соревнований;

- консультации, презентации для родителей;

- правила безопасности в ОД по фитбол-гимнастике.

Кадровое обеспечение: программу может реализовывать педагог, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, владеющий методикой физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Адрес ИО

Тамбовская область, город Кирсанов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад «Алёнка»

393360, Тамбовская область, г. Кирсанов, ул.Урицкого, д.25

alenkads@g37.tambov.gov.ru

8(475 37) 3 21 73

Дякина Татьяна Владимировна

Карпенко Татьяна Ивановна

Cайт размещения подробной информации https://alenkag37.68edu.ru/
Дополнительная информация
Об авторах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» — дошкольное учреждение, осуществляющее воспитание, обучение и развитие ребёнка от 2 до 7 лет. Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы -33 года; Казакова Маргарита Александровна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы - 12 лет.
Приложения
  1. Текст программы
  2. Видео «Из опыта работы Казаковой М.А. по использованию фитбол-гимнастики в оздоровительной деятельности  ДОО»
  3. Грамота Радянской С.В. – победителя муниципального этапа в номинации «Физкультурно-оздоровительные технологии
  4. Проект «Весёлая фитбол-гимнастика»
  5. Методические разработки  Казаковой М.А.  по фитбол-гимнастике.